Стирая границы
Музей Эрарта
Выставочное крыло, 5 этаж.
14 мая 2022 — 07 августа 2022
Опасно через меру пристраститься К давно налаженному обиходу: Лишь тот, кто вечно в путь готов пуститься, Выигрывает бодрость и свободу. Как знать, быть может, смерть, и гроб, и тленье Лишь новая ступень к иной отчизне, Не может кончиться работа жизни... Так в путь — и все отдай за обновленье!
В XX веке с распространением фотографии живопись перестала стремиться к отображению реальности и стала воспроизводить более сложные эмоциональные и подсознательные процессы. Экспрессионизм в то время занял место основного направления в живописи, а его ныне живущая икона Ансельм Кифер на примере своих работ продемонстрировал, как можно выразить экзистенциальный опыт: не яркостью кричащих красок, а с помощью сложных фактур. Вместе с краской он наносит на холст базовые для эволюции человечества материалы — глину, песок, дерево, сухую траву, золу, металл и прочее.
Анастасия Славнова также работает со сложными фактурами. Она зачастую прибегает к нестандартным инструментам — например, наносит изображение с помощью валика для одежды или скалки. Вместе с краской на холст ложатся земля, мох, веточки деревьев. Так рождаются безлюдные пространства, которые автор осмысляет как «психологические пейзажи, где образы природы помогают уйти от внешнего и погрузиться в недра сознания, соединиться со своей внутренней первобытной сущностью».
Последние работы Анастасии вдохновлены романом Германа Гессе «Игра в бисер». В книге описывается Касталия — утопическое прибежище интеллектуалов, которые в процессе игры стремятся проследить закономерности во всех видах искусств и составляют метатекст из цитат и ассоциаций, относящихся ко всем существующим произведениям.
Живописные работы Анастасии Славновой для самой художницы являются этапами личного становления. Автор описывает идеи последних работ так: «Художнику жизнь видится игрой, в которой конец одного этапа — это начало другого. Такой круговорот внутренних смертей и возрождений, поисков ответов и дальнейшего пути является лейтмотивом всех работ. Каждый отрезок жизни несет в себе ноты увядания и умирания, которые затем ведут к выходу в новую даль и к новому началу». Трудности постижения мира с его несправедливостью и противоречиями находят свое отражение в лабиринтах зданий и многослойности живописной фактуры. На холстах автора мы видим заброшенные строения — некогда загадочно-прекрасную утопию, гармонию которой разрушает энтропия хаоса.
Мария Ягушевская